//О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ВЕРХОВЕНСТВА КОНСТИТУЦИИ И ЗАКОНА, УСИЛЕНИЮ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В ДАННОМ НАПРАВЛЕНИИ, А ТАКЖЕ ПОВЫШЕНИЮ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБЩЕСТВЕ

О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ВЕРХОВЕНСТВА КОНСТИТУЦИИ И ЗАКОНА, УСИЛЕНИЮ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В ДАННОМ НАПРАВЛЕНИИ, А ТАКЖЕ ПОВЫШЕНИЮ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБЩЕСТВЕ

Постановление Президента Республики Узбекистан
Известно, что обеспечение верховенства Конституции и закона является важнейшим критерием построения правового демократического государства в нашей стране.
Эффективность широкомасштабных реформ, осуществляемых в стране, основная гарантия мира и прогресса также непосредственно связаны с обеспечением верховенства Конституции и закона. Поэтому чрезвычайно важной и актуальной задачей становится создание среды, в которой соотечественники, а в первую очередь руководители, работающие во всех отраслях и сферах нашей жизни, граждане обязаны хорошо знать Конституцию и законы, правильно организовывать их исполнение, все члены общества без исключения должны строго их соблюдать.
Именно этого также требует отображение в основе обновлений и преобразований, осуществляемых в нашей стране ускоренными темпами, такой благородной цели, как воплощение на практике закрепленной прежде всего в Конституции нормы об обязательстве государственных органов служить интересам народа.
В данном направлении имеет важное значение принятие множества новых законов и подзаконных актов для обеспечения исполнения задач, определенных в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан.
В то же время обеспечение верховенства Конституции и закона требует эффективной борьбы против негативных последствий правонарушений, а также формирования действенной системы, направленной на раннее предотвращение таких случаев.
Повышение правосознания и правовой культуры в обществе имеет чрезвычайно важное значение в укреплении законности, что ставит на повестку дня в качестве важнейшей задачи формирование у каждой личности уважительного отношения к законам, правам и свободам человека, а также создание атмосферы нетерпимости к правонарушениям.
Вместе с тем в достижении верховенства Конституции и закона особое значение также имеют внедрение действенных форм общественного контроля, недопущение притеснения в любой форме законных прав представителей средств массовой информации.
В целях усиления эффективности проводимых реформ, безусловного обеспечения верховенства закона, повышения правосознания и правовой культуры в обществе, внедрения эффективных форм общественного контроля в развитии гражданского общества, а также расширения участия средств массовой информации в этих процессах:
1. В соответствии с задачами, определенными на торжественном собрании, посвященном 27-й годовщине принятия Конституции Республики Узбекистан, утвердить Программу мер по обеспечению верховенства Конституции и закона, усилению общественного контроля в данном направлении, а также повышению правовой культуры в обществе (далее – Программа) согласно приложению*.
2. Определить основной целью реализации Программы достижение следующих конечных результатов:
обеспечение верховенства Конституции и закона, полного соответствия законам решений государственных органов и действий должностных лиц, эффективная организация исполнения законов;
поднятие на новый этап работ по повышению правосознания и правовой культуры в обществе, доведение до широких масс правовой информации посредством современных методов, формирование у каждого гражданина и должностных лиц чувства уважения к Конституции и законам;
в целях достижения верховенства Конституции и закона совершенствование механизмов общественного контроля за деятельностью государственных ведомств, оказание поддержки независимым и объективным средствам массовой информации, дальнейшее развитие институтов гражданского общества;
дальнейшее совершенствование системы правосудия, повышение авторитета и обеспечение подлинной независимости судебной власти;
усиление принципов открытости и гласности в государственном и общественном управлении, повседневной деятельности государственных органов, превращение правоохранительных органов в служащие интересам народа ведомства;
дальнейшее укрепление в качестве высшей ценности человека, его жизни, свободы, чести, достоинства и других неотъемлемых прав, определенных в Конституции и законах, гарантирование неприкосновенности собственности.
3. Установить, что:
а) начиная с 1 марта 2020 года:
решения о кардинальном обновлении архитектурного облика и благоустройстве населенных пунктов, а также проведении в них комплексных работ по строительству и реконструкции предварительно обсуждаются среди жителей данной территории и проходят общественную экспертизу;
документы об отводе земли физическим и юридическим лицам в течение одного дня после их принятия (оформления) публикуются на официальных веб-сайтах соответствующих хокимиятов;
б) начиная с 1 апреля 2020 года:
внедряется обязательный порядок видеосъемки действий по задержанию лица, разъяснению ему процессуальных прав, отказу от защитника;
на сотрудников правоохранительных органов после задержания ими лица возлагается обязанность по незамедлительному уведомлению о его задержании и месте содержания кого-либо из членов его семьи, а при их отсутствии – иных родственников или близких лиц;
в) начиная с 1 июля 2020 года факты применения процессуальных принудительных мер, ограничивающих права, в том числе задержания лица, вносятся в единую систему электронного учета.
4. По повышению эффективности обеспечения исполнения законов:
а) рекомендовать Законодательной палате и Сенату Олий Мажлиса Республики Узбекистан совершенствовать и усилить деятельность по изучению состояния исполнения законодательных актов и правоприменительной практики, а также проведению мониторинга за принятием подзаконных актов, широкой пропаганде принятых законов среди населения;
б) рекомендовать Верховному суду Республики Узбекистан ежеквартально обобщать судебную практику по изучению состояния единообразного и правильного применения законов при осуществлении судебной защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, при необходимости принимать соответствующие постановления Пленума;
в) Кабинету Министров Республики Узбекистан обеспечить комплексное и целевое изучение законов, а также ежеквартальное обсуждение его результатов на заседаниях Президиума Кабинета Министров на плановой основе.
5. Верховному суду совместно с Генеральной прокуратурой, Службой государственной безопасности, Министерством внутренних дел и Министерством юстиции Республики Узбекистан в срок до 1 мая 2020 года разработать и внести в установленном порядке соответствующий проект закона, предусматривающий:
непосредственное обжалование в суд заинтересованными лицами решений прокурора, дознавателя или следователя о возбуждении уголовного дела, отказе в возбуждении уголовного дела, назначении ревизии, приостановлении дознания или предварительного следствия и прекращении уголовного дела;
усиление ответственности по фактам вмешательства в разрешение судебных дел, в том числе воздействия в любой форме на судью с целью воспрепятствования всестороннему, полному и объективному расследованию дела, вынесения неправосудного приговора, решения, определения или постановления.
6. Консультативному совету по развитию гражданского общества при Президенте Республики Узбекистан (А. Саидов):
совместно с Центром развития гражданского общества и Национальной ассоциацией негосударственных некоммерческих организаций Узбекистана в срок до 1 марта 2020 года разработать и утвердить комплексную программу по созданию действенной и современной системы осуществления общественного контроля в разрезе каждой сферы и отрасли;
внести в установленном порядке предложения по внедрению современных механизмов эффективного сотрудничества с институтами гражданского общества в области общественного контроля, а также мер поддержки их деятельности.
Рекомендовать Общественному фонду по поддержке негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества при Олий Мажлисе Республики Узбекистан в срок до 1 мая 2020 года проведение государственных грантовых конкурсов на лучшие предложения среди негосударственных некоммерческих организаций и средств массовой информации по внедрению эффективных и современных механизмов осуществления общественного контроля, а также расширению участия данных институтов в управлении обществом.
7. Национальному центру по правам человека Республики Узбекистан в срок до 1 мая 2020 года путем широкого обсуждения с участием международных организаций, общественности, специалистов и экспертов сферы разработать и внести в установленном порядке проект Национальной стратегии Республики Узбекистан по правам человека, предусматривающий:
обеспечение полноценного исполнения международных обязательств Республики Узбекистан в области прав человека;
совершенствование механизмов осуществления мониторинга за соблюдением прав и свобод граждан;
создание системы организационно-правовых и иных комплексных мер, направленных на обеспечение надежной защиты прав и свобод человека;
повышение эффективности механизмов и порядка имплементации международных стандартов в области прав и свобод человека в законодательство и практическую деятельность государственных органов, в частности правоохранительных органов;
повышение правовой грамотности населения в области прав человека, в том числе распространение в данном направлении эффективной информации и просвещения, организацию образовательной деятельности;
поднятие на новый этап сотрудничества с международными и региональными структурами, национальными институтами зарубежных стран в области защиты прав человека.
8. Агентству информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан:
в срок до 1 июля 2020 года разработать и внести в Кабинет Министров проекты законов «О телерадиовещании» и «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О средствах массовой информации», предусматривающие обеспечение свободы деятельности средств массовой информации и использования информации, усиление гарантий защиты от незаконных действий (решений) государственных органов и должностных лиц, определение профессиональных обязательств журналистов;
в срок до 1 марта 2020 года разработать и утвердить Программу комплексных мер по обеспечению открытости деятельности всех государственных органов и организаций, поднятию на новый этап их взаимосвязи с общественностью, в частности со средствами массовой информации.
9. Палате адвокатов совместно с Министерством юстиции, Верховным судом и Генеральной прокуратурой Республики Узбекистан в срок до 1 мая 2020 года разработать и внести в установленном порядке в Администрацию Президента Республики Узбекистан проект акта Президента Республики Узбекистан по дальнейшему совершенствованию института адвокатуры и коренному повышению статуса адвокатов, предусматривающий:
утверждение Концепции развития института адвокатуры;
дальнейшее повышение роли и значения Палаты адвокатов путем пересмотра полномочий Министерства юстиции Республики Узбекистан, связанных с деятельностью данной структуры;
пересмотр на основе международных стандартов механизма привлечения адвокатов следователем, прокурором и судом за счет государства;
установление дополнительных льгот для адвокатов.
10. Министерству юстиции Республики Узбекистан в срок до 1 марта 2020 года:
разработать и внести в Администрацию Президента Республики Узбекистан проект «Дорожной карты» по эффективной реализации Концепции повышения правовой культуры в обществе в 2020–2021 годах, предусматривающий применение практических, действенных и инновационных механизмов при разъяснении населению, особенно молодежи, их прав;
подготовить и внести в Кабинет Министров предложения по созданию новой системы по обновлению и систематизации законодательства.
11. Руководителям министерств, государственных комитетов и ведомств обеспечить:
своевременное и качественное исполнение определенных в Программе мероприятий, разработку предусмотренных в ней проектов нормативно-правовых актов с проведением глубокого анализа законодательства и практики, а также на основе передового опыта развитых стран и активного
обсуждения данных проектов среди широкой общественности, в том числе в социальных сетях;
ежеквартальное представление Министерству юстиции Республики Узбекистан информации о ходе выполнения Программы.
12. Министерству юстиции Республики Узбекистан:
проводить постоянный мониторинг состояния исполнения мероприятий, определенных в Программе;
обеспечить ежеквартальное представление в Администрацию Президента Республики Узбекистан и Кабинет Министров информации о результатах мониторинга.
13. Агентству информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан совместно с Национальным информационным агентством Узбекистана и Национальной телерадиокомпанией Узбекистана организовать широкое освещение в средствах массовой информации, а также сети Интернет целей и задач настоящего постановления.
14. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А. Н. и руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Низомиддинова З. Ш.

Президент Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев

Город Ташкент,
13 декабря 2019 года
Источник: УзА