//Центр поддержки предпринимательства и фермерства Узбекистана приглашает обсудить проект Хартии предпринимателей Узбекистана о противодействии и борьбе с коррупцией.

Центр поддержки предпринимательства и фермерства Узбекистана приглашает обсудить проект Хартии предпринимателей Узбекистана о противодействии и борьбе с коррупцией.

Движением предпринимателей и деловых людей  —  Либерально-демократической партией Узбекистана совместно с Центром поддержки предпринимательства и фермерства Узбекистана    разработан  проект «Хартии предпринимателей Узбекистана о противодействии и борьбе с коррупцией».

Хартия определяет  корпоративные ценности, следование которым демонстрирует приверженность субъектов предпринимательской деятельности и  ее сотрудников  требованиям закона «О противодействии коррупции», базовым этическим принципам, определяющим деловое поведение и формирующим репутацию ,  конкурентоспособность бизнес-структур.

Цели Хартии — разработка правил и норм деловой этики и поведения, единой корпоративной культуры, основанной на высоких этических стандартах, взаимном уважении и порядочности, а также содействие честному ведению бизнеса, предотвращение злоупотреблений и нарушений законодательства,  соблюдения норм закона при ведении  своего бизнеса и недопущению коррупции и взяточничества при взаимоотношениях предпринимательских структур с государственными органами.

При наличии предложений и замечаний Движение предпринимателей и деловых людей  —  Либерально-демократическая партия Узбекистана совместно с Центром поддержки предпринимательства и фермерства Узбекистана   ждет комментарии по электронной почте: tf.markaz@mail.ru или телефону: (71) 255- 08-21, телеграмм +99893- 558-74-18

 

проект

Движение предпринимателей и деловых людей –

Либерально-демократическая партия Узбекистана,

Центр поддержки предпринимательства и фермерства Республики Узбекистан

Торгово-промышленная палата Республики Узбекистан,

Совет фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана,

Ассоциация деловых женщин Узбекистана,

Х А Р Т И Я

 предпринимателей Узбекистана

о противодействии и борьбе с коррупцией 

 

Ташкент                                                            «    » ________ 2019 г.

 

Стороны,

— отстаивая интересы частных собственников, предпринимателей, фермеров, представителей малого бизнеса и сферы услуг, которые добиваются благополучия в первую очередь своим трудом и волей, связывают свое будущее с Родиной, чувствуют ответственность за решение проблем общества, укрепление стабильности и согласия в обществе,

— ставя целью содействие в формировании максимально благоприятного делового климата для ускоренного развития малого бизнеса и частного предпринимательства, реализации частной инициативы,

— выступая за дальнейшее углубление, совершенствование и либерализацию системы управления экономикой, укрепление права частной собственности, создание системы надежных гарантий ее защиты,

— считая необходимым снятие всех препонов на пути развития частной собственности, устранение излишних бюрократических барьеров, обеспечение открытости экономики,

— выступая за дальнейшую либерализацию, упрощение, удешевление и обеспечение прозрачности всех процедур, связанных с ведением бизнеса в стране,

— признавая необходимость всемерного стимулирования и развития конкуренции, недопущения образования и максимальное сокращение монополий в различных сферах экономики и общественной жизни,

— рассматривая коррупцию как главный фактор торможения темпов экономического роста, углубления процессов структурных преобразований, модернизации и диверсификации экономики, повышения ее конкурентоспособности на мировых рынках,

— уделяя особое внимание искоренению фактов незаконного вмешательства государственных и контролирующих органов в финансово-хозяйственную деятельность субъектов предпринимательства, а также любых проявлений коррупции,

— осознавая свою ответственность за успех реформ и понимая, что достижение успехов в предпринимательской деятельности невозможно без всеобщего консенсуса в неприятии всех форм коррупции, подписали данную Хартию.

Хартия является отражением стремления сторон и бизнес — сообщества Республики Узбекистан в следовании высоким стандартам ведения бизнеса, соответствующим международно-признанным нормам, и в осуществлении ответственного партнерства с государством. При этом, эффективной реализации поставленных задач препятствуют различные проявления коррупции в экономической и социальной сферах, наносящие значительный ущерб развитию конкуренции и осложняющие условия ведения предпринимательской деятельности.

Коррупция понимается как незаконное использование лицом своего должностного или служебного положения с целью получения материальной или нематериальной выгоды в личных интересах или в интересах иных лиц, а равно незаконное предоставление такой выгоды. Стороны уверены, что коррупция как форма незаконного приобретения выгод, преимуществ и личных благ, причиняет серьезный ущерб демократическим институтам, национальной экономике и правопорядку.

Бизнес – сообщество страны заинтересовано в полной реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, в том числе, в плане совершенствования организационно-правовых механизмов противодействия коррупции и повышения эффективности антикоррупционных мер, а также повышения правовой культуры и правосознания населения, организация эффективного взаимодействия в данном направлении государственных структур с институтами гражданского общества, средствами массовой информации.

В этой связи, мы, представители бизнес-сообщества Республики Узбекистан будем:

— способствовать внедрению принципов недопущения и противодействия коррупции, как при выстраивании взаимодействия с органами государственной власти, так и в корпоративных отношениях,

— всемерно содействовать тому; чтобы коррупционные действия вне зависимости от форм и способов их осуществления были наказаны по закону,

— участвовать в широком общественном осуждении и неприятии коррупции как опасного социального порока,

— содействовать в широком привлечении предпринимателей и деловых людей в реализации положений данной Хартии,

— участвовать в международном сотрудничестве в области предупреждения коррупции и борьбы с ней.

Бизнес – сообщество Узбекистана едины в понимании того, что коррупция лишает общество необходимых ресурсов развития, выводя из легального оборота значительную часть национального богатства, создает условия для распространения других форм преступности, включая отмывание денежных средств, добытых преступным путем.

Подписывая настоящую Хартию, мы провозглашаем следующие основные принципы недопущения и противодействия коррупции, которые обязуемся соблюдать и пропагандировать.

 

  1. I. В качестве основных принципов противодействия коррупции выступают:

законность;

приоритетность прав, свобод и законных интересов граждан;

открытость и прозрачность;

системность;

взаимодействие государства и гражданского общества;

приоритетность мер по предупреждению коррупции;

неотвратимость ответственности.

 

  1. II. Основные формы участия Сторон в противодействии коррупции:

участие в разработке и реализации государственных и иных программ в области противодействия коррупции;

повышение правового сознания и правовой культуры населения, формирование в обществе нетерпимого отношения к коррупции;

осуществление общественного контроля за исполнением законодательства о противодействии коррупции;

разработка предложений по совершенствованию законодательства о противодействии коррупции;

взаимодействие с государственными органами и иными организациями в области противодействия коррупции, в том числе, рамках Межведомственной комиссии и территориальных межведомственных комиссий, а также рабочих групп, комиссий и общественно-консультативных органов при государственных органах.

III. К основным мерам по предупреждению коррупции в сфере социально-экономического развития и предпринимательства Стороны относят:

устранение административных и бюрократических барьеров, упрощение и повышение оперативности регистрационных, разрешительных и лицензионных процедур;

оптимизация контрольно-надзорных функций государственных органов, совершенствование системы проверок деятельности субъектов предпринимательства, недопущение незаконного вмешательства в их деятельность;

широкое внедрение дистанционных форм взаимоотношений между государственными органами и субъектами предпринимательства;

создание равных условий для ведения предпринимательской деятельности и недопущение недобросовестной конкуренции;

внедрение эффективных правовых механизмов государственных закупок, обеспечение гласности, прозрачности и поддержание конкурентной среды в размещении государственных закупок;

создание справедливых условий и равных возможностей для населения в сфере образования, здравоохранения, социального обеспечения, коммунального обслуживания и других сферах социально-экономического развития, недопущение коррупционных правонарушений;

внедрение эффективных механизмов противодействия коррупции в негосударственных организациях.

 

  1. IV. Управление на основе антикоррупционных программ.

Основным условием противодействия коррупции является внедрение в практику корпоративного управления антикоррупционных программ и иных мер антикоррупционной корпоративной политики. В программах и других внутрикорпоративных документах четко и подробно закрепляются принципы, правила и процедуры, направленные на предотвращение коррупции во всех сферах деятельности компаний.

Бизнес – структуры разрабатывают антикоррупционные меры с учетом специфики своей деятельности, используя внутренние процедуры и инструменты, которые позволяют совершенствовать антикоррупционные программы, включая механизмы «обратной связи», предотвращения и разрешения конфликта интересов, рассмотрения жалоб.

 

  1. V. Мониторинг и оценка реализации антикоррупционных программ. Органы управления Бизнес – структур, как единоличные, так и коллегиальные руководят разработкой и осуществляют контроль за реализацией антикоррупционной политики компаний, определяют лиц, ответственных за ее реализацию. При этом руководство Бизнес – структур должно показывать пример ответственного поведения своим сотрудникам, оказывать необходимое содействие эффективному исполнению руководителями подразделений и другими должностными лицами требований антикоррупционных программ, обеспечивать совершенствование программ с учетом оценки результативности выполнения.

Мониторинг и оценка результатов выполнения программ осуществляется в соответствии со структурой управления, действующей в бизнес – структуре, с участием органов внутреннего контроля и аудита. Результаты выполнения антикоррупционных программ отражаются в отчетности.

 

  1. VI. Эффективный финансовый контроль. Бизнес – структуры устанавливают и поддерживают эффективный внутренний контроль, который включает организационные механизмы проверок бухгалтерской, учетной практики, кадровой и другой деятельности, подпадающей под действие антикоррупционных программ, а также осуществляют регулярные проверки систем внутреннего контроля для обеспечения их соответствия требованиям антикоррупционных программ.

Бизнес — структуры не допускают осуществления следующих действий: создание неофициальной (двойной) отчетности, намеренного уничтожения бухгалтерской и иной документации ранее сроков, предусмотренных законами, проведения неучтенных или неправильно учтенных операций, ведения учета несуществующих расходов, отражения обязательств, объект которых неправильно идентифицирован.

 

VII. Обучение. Разработка, внедрение и обучение правилам, обеспечивающих соблюдение требований антикоррупционных программ как в отношении третьих лиц, так и в отношении сотрудников компании, принимающих управленческие решения.

Указанные правила должны предусматривать отказ от предложений или получения подарков и оплаты расходов, когда подобные действия могут повлиять (или создать впечатление о влиянии) на исход коммерческой сделки, конкурса, на принятие решения государственным органом или должностным лицом. В иных случаях бизнес — структуры строго придерживаются установленного ими порядка передачи и получения подарков, оказания знаков гостеприимства, оплаты услуг, основанного на принципах прозрачности, добросовестности, разумности и приемлемости таких действий. Любые пожертвования и спонсорство осуществляются компаниями на основе принципа прозрачности исключительно в соответствии с действующим законодательством. Бизнес — структуры будут проводить контроль за тем, чтобы осуществляемые ими пожертвования и спонсорство не являлись скрытой формой взяточничества.

 

VIII. Взаимоотношения с учетом принципов антикоррупционной политики. Бизнес — структуры стремятся выстраивать свои отношения с третьими лицами в соответствии с антикоррупционными принципами, информируют все заинтересованные стороны о проводимой ими антикоррупционной политике, реализуют ее в своих структурных подразделениях и дочерних компаниях. При оценке уровня благонадежности партнеров и контрагентов принимается во внимание степень неприятия ими коррупции при ведении бизнеса, включая наличие и реализацию антикоррупционных программ.

При этом соблюдение антикоррупционных принципов рассматривается в качестве важного фактора при установлении договорных отношений, включая использование возможности расторжения, в установленном порядке, договорных отношений при нарушении антикоррупционных принципов.

При взаимодействии с партнерами и контрагентами, по возможности, осуществляется контроль за обоснованностью, соразмерностью вознаграждения агентов, советников и других посредников, а также его адекватности реальным и законным услугам и соблюдению установленного легального порядка выплаты. Является недопустимым для компании, реализующей антикоррупционную политику, использование обещаний, предложений, передачи или получения, лично или через посредников, какой-либо неправомерной выгоды или преимущества любому руководителю, должностному лицу или сотруднику другой компании за его действие или бездействие в нарушение установленных обязанностей.

 

  1. IX. Прозрачные и открытые процедуры закупок. Бизнес — структуры производят закупки товаров, работ и услуг на основе принципов прозрачности, конкуренции и объективных критериев принятия решений.

Они осуществляют публичное распространение информации, касающейся закупочных процедур и контрактов на закупки, включая информацию о приглашениях к участию в торгах, о заключении контрактов, чтобы предоставить потенциальным участникам торгов достаточное время для подготовки и представления заявок; — публикуют правила проведения торгов, заблаговременно определяют условия участия в торгах, включая критерии отбора и принятия решений о заключении контрактов.

Используют в качестве приоритетного способа осуществления закупок товаров, работ и услуг открытые формы торгов и иных закупочных процедур, создают систему внутреннего контроля за закупками, используют правовые механизмы административного обжалования, оспаривания и других средств правовой защиты в случае несоблюдения правил проведения закупок.

Бизнес — структуры реализуют меры в отношении персонала, ответственного за закупки, в частности, предусматривают требование о декларировании конфликта интересов, контролируют соблюдение требований к профессиональной подготовке и др.

 

Х. Информационная работа. Бизнес — структуры поощряют выявление информации о неправомерных или сомнительных действиях, подпадающих под признаки коррупции, содействуют поиску, получению и распространению указанной информации о деятельности самих компаний. В этих целях они выражают готовность отвечать на запросы, рассматривать обращения о фактах коррупции и обеспечивать их расследование независимыми должностными лицами. Оказывают содействие информированию делового сообщества, государственных органов и общественности о фактах коррупции, способствуют разоблачению компаний и лиц, использующих коррупционные схемы, и созданию атмосферы нетерпимости по отношению к коррупции.

Бизнес — структуры придерживаются принципа взаимной ответственности бизнеса и государства, согласованных и целенаправленных совместных действий по борьбе с коррупцией и недопущения неправомерного вмешательства в деятельность органов государственной власти.

При осуществлении государственными органами контрольно-надзорных функций бизнес — структуры способствуют созданию условий для проведения объективных проверок и не препятствуют законной деятельности проверяющих органов. Недопустимо использование незаконных способов взаимодействия с представителями государственных органов.

 

ХI. Содействие осуществлению правосудия и соблюдению законности. Успешное противодействие коррупции предполагает эффективную работу правоохранительных органов, и в связи с этим участники Соглашения выражают готовность оказывать всемерную поддержку в выявлении и  расследовании ;фактов коррупции и обязуются не допускать следующих действий:

— применения угроз или обещания, предложения или предоставления неправомерного преимущества с целью склонения к даче ложных показаний или вмешательства в процесс дачи показаний или представления доказательств в связи с совершением преступлений, связанных с фактами коррупции;

-вмешательства в выполнение         должностных обязанностей должностными лицами судебных или правоохранительных органов в ходе производства в связи с совершением преступлений, связанных с фактами коррупции.

 

ХII. Возможность легализации денежных средств, полученных незаконным способом, является фактором, способствующим распространению коррупции, поэтому участники Соглашения оказывают противодействие попыткам легализации доходов, полученных преступным путём, в том числе:

— приобретению, владению или использованию имущества, если известно, что такое имущество представляет собой доходы от преступлений;

— сокрытию или утаиванию подлинного характера, источника, местонахождения, способа распоряжения, перемещения, прав на имущество или его принадлежность, если известно, что такое имущество представляет собой доходы от преступлений.

Финансовые компании обеспечивают надлежащую идентификацию личности клиентов, собственников, бенефициаров, предоставление в уполномоченные органы сообщений о подозрительных сделках, а также совершение иных обязательных действий, направленных на противодействие легализации доходов, полученных преступным путем.

 

ХIII. Противодействие подкупу иностранных должностных лиц. Бизнес — структуры воздерживаются от обещаний, предложений или предоставления иностранному публичному должностному лицу или должностному лицу публичной международной организации, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического или юридического лица, с тем, чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей для получения, сохранения коммерческого или иного неправомерного преимущества.

 

Заключительные положения.

Положения настоящего Соглашения направлены на предупреждение w противодействие коррупции и применимы в равной степени к деятельности индивидуального предпринимателя, любой компании или организации частной собственности или негосударственной формы, ее размера, профиля деятельности, территории размещения. Положения настоящего Соглашения распространяются как на отношения внутри делового сообщества, так и на отношения, возникающие между бизнесом и органами власти.

Стороны способствуют разработке и внедрению передовых корпоративных антикоррупционных практик.

Настоящее Соглашение открыто для присоединения всех заинтересованных сторон.

 

Движение предпринимателей и деловых людей –

Либерально-демократическая партия Узбекистана

 

Торгово-промышленная палата Республики Узбекистан

 

Совет фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана,

 

Ассоциация деловых женщин Узбекистана

 

 

_________________________________

 

 

Центр поддержки предпринимательства  и фермерства Узбекистана