//Обсуждение проекта Стратегии развития сельского хозяйства до 2020-2030 гг.

Обсуждение проекта Стратегии развития сельского хозяйства до 2020-2030 гг.

Роль государства в экономике агропромышленного комплекса, отказ от практики государственных заказов на выращивание хлопка и зерна, а также существующие полномочия региональных губернаторов и местных органов власти по землепользованию. Однако это далеко не полный перечень конкретных изменений, изложенных в Стратегии развития сельского хозяйства Республики Узбекистан на 2020-2030 годы. Эксперты Всемирного банка, Делегаций ЕС и других международных организаций, а также заинтересованных министерств республики приняли участие в разработке Стратегии, разработанной Министерством сельского хозяйства Республики Узбекистан.
В Стратегии развития сельского хозяйства на 2020–2030 годы определены 9 приоритетных направлений развития сельского хозяйства:
Обеспечение продовольственной безопасности, создание благоприятных условий для агробизнеса и цепочки создания стоимости, снижение участия государства и инвестиционной привлекательности в управлении сектором, обеспечение рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, развитие современных систем государственного управления, поддержка сектора постепенная диверсификация затрат, развитие аграрной науки, образования, информационных и консультационных услуг, сельская местность
Разработка прозрачных систем сбора данных, сетевой статистики и сбора данных. «Мы призываем всех, кто заинтересован в развитии сельского хозяйства, и тех, кто имеет опыт в этой области, активно участвовать в обсуждении и дальнейшем развитии Стратегии», – сказал министр сельского хозяйства Джамшид Ходжаев. -Документ охватывает многие из насущных проблем, которые касаются фермеров, крупных предприятий, ориентированных на экспорт, и всех участников отрасли. Нам потребовалось 10 лет, чтобы осуществить реформы, изложенные в Стратегии, но мы уверены, что эти изменения будут значительными и откроют возможности и перспективы для сильного экономического и стратегического развития сектора».
Фермерам предоставляется полная свобода выращивать свою продукцию и выбирать свои рынки
Стратегия предусматривает постепенное сокращение, планирование и диверсификацию всех видов сельскохозяйственного производства. Нестратегически важные государственные предприятия в области материально-технических ресурсов, услуг и продукции подлежат приватизации. «Подумайте об этом: у всех нас есть около четырех миллионов акров сельскохозяйственных угодий, и мы должны решить, как им управлять, чтобы они были продуктивными, а не деградировавшими и обеспечивали население страны в будущем», – заявил журналистам министр сельского хозяйства Джамшид Ходжаев. – «В центре внимания разработчиков Стратегии, спонсируемых государством, находится регулирование сектора, который предоставляет фермерам, производителям и агропромышленным предприятиям полную свободу в выборе культур и рынков. Но здесь речь идет о постепенном внедрении механизмов повышения производительности труда в отрасли, поскольку многие фермы и инфраструктура были полностью сосредоточены на выращивании определенных культур, государство продавало их продукцию. То есть в новых условиях фермеры должны были переоценить свое отношение к сельскому хозяйству, землепользованию и рыночным условиям
Стратегия предусматривает переход к рыночным ценам на все зерновые культуры к 2021 году, и государственные закупки хлопка и пшеницы будут отменены только через кластеры, чтобы поддерживать интервенционный фонд для хлопка и пшеницы.
Право землепользования не регулируется хокимами
Целью стратегии является преобразование сектора, содействие быстрому и эффективному внедрению передовых технологий в этом секторе, ускорение производства и превращение аграрного сектора страны в один из ведущих секторов с точки зрения эффективности и инноваций. В то же время Стратегия направлена на пересмотр роли государства в качестве источника государственных услуг и готова помочь частным фермерам и предприятиям осуществить эти изменения, предоставив им необходимые знания, информацию и ресурсы для процветания в условиях глобальной конкуренции. «Стратегия поднимает очень важную тему, такую как право на землю», – сказал министр Джамшид Ходжаев. «Фермеры уже много лет не уверены, как долго они смогут использовать свою землю. Именно здесь у фермеров и крестьян сложилось потребительское отношение к земле. Большинство вопросов землепользования были решены на региональном уровне.
Стратегия предлагает прозрачный механизм предоставления сельскохозяйственных земель посредством открытых онлайн-аукционов. В то же время права землепользования могут быть отозваны только по решению суда, и участие мэров в этом вопросе недопустимо. Такое гарантированное право землепользования изменит отношение людей к земле. Все это побуждает фермеров, фермеров и кластеры инвестировать в повышение производительности, рациональное использование водных ресурсов и предотвращение эрозии почвы.
В стратегии подчеркивается важность введения механизма «первого отказа», согласно которому земля предоставляется соседним землевладельцам, которые обладают достаточными ресурсами и опытом, в первую очередь заинтересованными в развитии сельского хозяйства. Только в случае их отказа земля будет предложена другим потенциальным покупателям через онлайн-аукционы. Стратегия предусматривает достаточное увеличение площади земли для дехканских хозяйств для реализации конкретных бизнес-проектов. Планируется также ввести механизм субаренды прав землепользования и аренды, а к 2021 году определить кадастровую стоимость сельскохозяйственных земель, пересмотреть налоговые системы и развивать вторичные рынки и использовать долгосрочные ипотеки в качестве обеспечения. планируется », – добавил Джамшид Ходжаев.
Государство будет финансировать развитие научного потенциала в аграрном секторе
Ожидается, что в Стратегии будут разработаны и внедрены новые инструменты государственной поддержки развития сельского хозяйства, включая повышение производительности сельскохозяйственного сектора, повышение плодородия почв, использование водосберегающих технологий и увеличение финансирования программ развития науки. «Сегодня производители имеют ограниченный доступ к основным ресурсам, таким как улучшенные сорта семян, многие из местных растений имеют низкую урожайность и неадекватно адаптированы к зарубежным рынкам», – сказал министр сельского хозяйства. – В соответствии со стратегией, он увеличит финансирование развития государственного образования, реформирует и модернизирует исследовательские центры и институты, а также предоставляет информационную и консультативную помощь. Планируется создание Национального генного банка в соответствии с международными стандартами и совершенствование системы защиты растений ».
Стратегия также предусматривает переход на цифровую агропродовольственную систему, которая будет собирать, сопоставлять и распространять надежную статистику и рыночную информацию.
Механизмы страхования урожая будут усилены
Одним из ключевых аспектов стратегии является развитие целенаправленных секторов садоводства, в которых Республика Узбекистан обладает достаточной конкурентоспособностью. Одним из ключевых аспектов является содействие участникам агробизнеса в создании интегрированных цепочек создания стоимости, которые способствуют развитию и процветанию существующих и новых производителей и сельскохозяйственных предприятий. «Увеличив экспорт сельскохозяйственной продукции до 20 миллиардов долларов к 2018 году, с 2,3 долларов в 2018 году до 20 миллиардов долларов, а также расширив географию экспорта, Стратегия усилит механизм страхования урожая, включая введение складских сертификатов. Реформа национальной системы в соответствии с Соглашением ВТО о ВТО и защите здоровья животных, карантина и защиты растений в соответствии с международными стандартами Международного эпизоотического бюро. Идея предусмотренных Международной конвенции », – сказал министр.
Также планируется усовершенствовать систему регистрации пестицидов и предельно допустимого количества пестицидов, а также запустить единую систему аграрных центров, внедрить единую торговую систему (аукционы и обмены) и создать специальную лабораторию для тестирования генетически модифицированных сельскохозяйственных культур и сортов растений (ГМО).
Экология, природные ресурсы и продовольственная безопасность не остаются без внимания
По данным Института мировых ресурсов, к 2040 году Узбекистан будет в числе 33 стран с самым высоким дефицитом воды. Поэтому существует необходимость в строительстве новых для модернизации ирригационных систем в стране. 70% ирригационных сетей в стране не имеют антифильтрационных покрытий, и в результате часть воды теряется на этапе доставки. Сегодня потери в обеспечении сельского хозяйства поливной водой оцениваются в 40%. «Стратегия ориентирована на социальные аспекты, продовольственную безопасность, а также на экологическое и рациональное использование природных ресурсов. Сегодня невозможно говорить о перспективах сельского хозяйства без этих существенных составляющих, – считает министр сельского хозяйства Республики Узбекистан Джамшид Ходжаев. – Стратегия направлена на увеличение общей площади сельскохозяйственных земель с помощью водосберегающих технологий с 5% в 2018 году до 40% к 2030 году. С этой целью планируется принять Стратегию развития управления водными ресурсами на 2020-2030 годы и разработать стратегию управления водными ресурсами и ирригации ».
Стратегия развития сельского хозяйства Республики Узбекистан на 2020–2030 годы подчеркивает необходимость ведения единой государственной статистики для пользователей подземных вод, поддержки местных предприятий и потребителей, производящих водосберегающие технологии, а также технологий вертикальной и подземной рекультивации для мониторинга засоленности почвы. и разработка дополнительных механизмов для внедрения систем и систем.Согласно стратегии, первые проекты государственно-частного партнерства в области ирригации и мелиорации будут реализованы в 2021 году, а ирригационная инфраструктура будет частично передана кластерам, кооперативам и другим формам совместного производства. «Заинтересованность в снижении потерь воды напрямую повлияет на создание инфраструктуры, которая повысит эффективность и продуктивность ирригационной системы и сократит бюджетные ассигнования на эти цели», – объясняет Джамшид Ходжаев. – Предлагается ввести систему оплаты за услуги сельскохозяйственного водоснабжения с 2022 года.В настоящее время вода очень дорогая, что часто приводит к пренебрежению водопотреблением, чрезмерному потреблению воды в результате многих проблем, таких как засоление, засоление почвы, частичная или полная деградация. Кроме того, важно подумать о последствиях таких абсурдных подходов для сухого климата и ограниченных водных ресурсов ».
Мониторинг реализации стратегии
Министерство сельского хозяйства Республики Узбекистан собирает и анализирует все комментарии, замечания и предложения по проектам документов. В результате планируется провести пресс-конференцию по проекту Стратегии и предлагаемым мерам по ее реализации. «После принятия стратегии будет создан специальный координационный совет, в который войдут главы заинтересованных министерств и ведомств. В рамках реализации стратегии каждый год принимаются дорожные карты, что позволяет эффективно сотрудничать как на межведомственном уровне, так и с партнерскими организациями », – пояснил министр.
В конце брифинга директор Центра экономического развития, экономист Юлий Юсупов выразил уверенность, что вся страна заинтересована в реализации этой Стратегии. – Этот документ является первым из проектов стратегического развития. Трудно представить разработку стратегии без стратегии, которая является основой для развития нашей экономики, считает Юлий Юсупов. – Документ, на мой взгляд, действительно революционен в двух отношениях: структура документа и предусмотренные им реформы. Проблемы, которые взаимосвязаны, трудно решить изолированно. Если мы не решим проблемы, которые не имеют отношения к рыночной экономике, мы не сможем добиться эффективных результатов. Стратегия содержит наиболее важные проблемы.

Пресс-служба Министерства сельского хозяйства